Рецензия на фильм «Класс», 2007. Эстония

Перед глазами социальная психологическая драма Ильмара Раага – «Класс»

Перед зрителем разворачивается следующий сюжет: главного героя постоянно обижают одноклассники, всячески издеваясь и колко выражаясь в его сторону. Сначала беззащитный Йозеп терпит, но однажды чаша весов переполняется, и его охватывает всеобъемлющая злость на глупых одноклассников и мир в целом. Один из обычных школьных дней становится роковым для учащихся учебного заведения.

Главный герой, подговорив своего единственного друга, приходит в школу с ружьем. И здесь, в этой сцене, гнев, копившийся годами, выливается в ярость – под безжалостный обстрел попадают все – виновные и невинные. Буллингу герой подвергается также и от влияния отца: он постоянно обвиняет сына в том, что тот прогибается под сверстников, не имея возможности дать сдачи. Не получая родительской заботы и поддержки, Йозеп еще болезненнее реагирует на все происходящее. В фильме рассматривается несколько конфликтов – проблема отцов и детей, так ярко нашумевшая в последнее время из-за различных ценностей поколений и взаимного недопонимания.

Второй конфликт – проблема социальной адаптации и общения между сверстниками. Не зря эту картину показывали во всех учебных заведениях Эстонии и других близлежащих стран – проблема, поднятая режиссером является остросоциальной, и, наверняка, присуща многим подростковым группам.

На самом деле, фильм буквально пропитан жестокостью, которая отражает отношения между социальными группами и отдельной личностью. У Андерса (обидчика) немаленькая стая, куда входит и лучший ученик Пауль, и простые непримечательные ребята, а многим девочкам унижения Йозепа нравятся. Нетрудно догадаться, что стимулом к таким издевательствам могут являться избалованность и невоспитанность.

Однако, нельзя во всем винить обидчиков. Йозеп, а в частности его родители, сами виноваты в том, что не дали должного воспитания – сын стал изгоем. Отец, вместо того, чтобы научить чему-то важному сына, считал своей обязанностью вырастить «настоящего мужчину». Однако сам родитель не является качественным примером для мальчишки, ему не у кого учиться, а пустословие отца лишь усугубило положение. Ильмар Рааг, скорее всего, так и понимал суть подростковой жестокости и настоятельно рекомендовал обратить внимание, в первую очередь, родителям.

С Андерсом и остальными получилось же всё тоже по причине того, что мама с папой не доглядели, не запретили в нужный момент, купили что-то после слезливых истерик – получились «отбросы общества», которые думают, что им все дозволено. Андерс не понял одной простой жизненной истины: «в драке побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто не боится убить»; всячески унижая и обзывая Йозепа, он сам не осознал, как породил настоящего дьявола.

Концовка фильма слегка неожиданная, и в то же время беспощадная. Однако здесь режиссер хочет сказать нам, что что герой прав, совершив злодеяние в сторону своих врагов. «Око за око» – гласит древняя поговорка, но будет ли она считаться здесь к месту? Да, окружающие сверстники были не правы насчет своих высказываний в адрес Йозепа, но заслуживали ли они такой расправы? Очевидно, нет.

Автор же пытается увести зрителя на сторону главного героя, дать понять, что других выходов из ситуаций не было, что не совсем правильно для поучительного фильма, который показывали во многих школах Эстонии. Режиссер сознательно подвел картину к ожидаемому возмездию, но не сделал эту сцену воспитательной. Подобная концовка очень рискованна, потому что, поняв её не так и поддавшись эмоциям, может появиться потенциальный подражатель.

Но, несмотря на такую слегка необдуманную концовку, у фильма есть и ряд плюсов. Например, во многих эпизодах можно встретить культурные диалоги героев – отсылки к Лермонтову «Герой нашего времени» и Виктору Гюго «Отверженные», что позволяет судить о духовно-воспитательном элементе кинокартины.

Также стоит отметить особенную игру актеров. Хвалить их стоит хотя бы за то, что они не профессионалы, но при просмотре действительно складывается ощущение, что ты сторонний наблюдатель, который так же молча терпит эту невыносимую жестокость. Конечно, здесь актеры не поражают своим талантом, но они играют достойно свои роли, буквально «вживаясь» в них, отчего можно проследить настоящие искренние эмоции. Особенно отличился актер, сыгравший Каспара, ему настолько удалось передать образ, что в глазах его читалась мудрость.

Музыкальное сопровождение отлично синтезирует с фильмом. Возможно, произведения были немного навязчивыми и однотипными, но это нисколько не ухудшило сам фильм и не испортило впечатление, которое он произвел. В некотором смысле из-за монотонной музыки возникает ощущение приближающейся трагедии и напряжения, что только усилило эффект.

Операторская работа также заслуживает отдельного внимания. Такой, казалось бы поучительный и очень простой фильм, однако, не лишен эстетики. Приятно снят кадр у моря, а также подобрана цветовая гамма в домашних эпизодах, что радует глаз зрителя и настраивает его на положительную реакцию.

Достойным плюсом фильма является и поучительный момент. «Класс» в первую очередь учит жить, пусть и с такой неоднозначной концовкой, который каждый имеет право расценивать в своем ключе. С появлением оружия у неудачников появился шанс постоять за себя. Но шанс ли это на самом деле?

Анна Певчева 

Фото с сайта:https://yandex.ru/ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *