Анна Акимова: «Главное в мире искусства — свобода слова»

Сегодня роль арт-критика в современном мировом искусстве возрастает. Открываются новые галереи, выставочные пространства, «Contemporary Art», как теперь принято называть современное искусство в зарубежной практике, набирает все большие обороты. Искусствовед, прежде всего, является проводником в мир искусства — куратором. Об этой интересной и занимательной деятельности повествует интервью с куратором выставочного центра «Torino Lingotto Fiere» — Анной Акимовой

— Привет, Аня. Расскажи подробно о своей деятельности, насколько я знаю, она связана с организацией выставочного пространства?

— Все верно, моя деятельность связана с организацией культурных мероприятий в галереях современного изобразительного искусства. То есть, с одной стороны, я получаю заказ на мероприятие и лист с обязанностями (условно говоря): выбрать площадку, проследить за конструкцией, договориться с организаторами (зависит от мероприятия). С другой стороны, работая непосредственно на галереи, пока что мне приходится поддерживать связь с клиентами, делать быструю оценку и писать короткие рецензии на сайты.

— Как я поняла, ты являешься куратором галереи, что входит в его обязанности?

— То, что я перечислила и есть кураторство. То есть, помимо тех обязанностей, куратор занимается поиском артистов. Плюс вся необходимая техника, отслеживание проекта, документация. Зависит от того, на кого или с кем ты работаешь. Если брать большие выставочные центры, то там работа делится между командой из сотрудников и волонтеров — и ты, как куратор, создаёшь план, делишься своим ведением результата, отслеживаешь выполнение работы.

— Насколько я знаю, ты работаешь за рубежом, но также проходила стажировки и в России. Расскажи, чем отличается кураторство за границей и в РФ?

— Во-первых стоит отметить, что РФ искусство следует по западной модели, но, так как Арт-маркет — явление для нас относительно новое, свои нюансы имеются.
Во-вторых, в Европе главное в мире искусства — нетворкинг. Надо знать людей, не бояться начинать разговор с почитателями. Так, во время одного из своих визитов в Макро музей в Риме я познакомилась с несколькими артистами и бум — мы обсуждаем мои работы и меня приглашают принять участие в выставке. В России такое увидеть можно только в андеграундной тусовке, «официальное» искусство для широкой публики в этом плане закрыто.
От этого выходит третий пункт — площадки. В Европе и Северной Америке их намного больше, они открыты для посетителей и артистов. В России есть три типа площадок: большие (музеи, выставочные центры по типу «Манежа», закрытые галереи), андеграундные подвалы (буквально) и посередине примостились пространства по типу Гаража (Garage) в Москве или Мультимедиа Арт-Музея.
Последний пункт: свобода слова, что является самым главным в современном искусстве. Никто не поднимет вопроса о непригодности эротических выставок или критикующих власть. В РФ эта свобода ограничивается негативными откликами. Здесь необходимо следить за тем, что ты делаешь, иначе твою выставку могут закрыть (или, как в случае с выставкой «Осень пахана», всю галерею сразу).
Плюсом кураторства в России являются развитые медиа. Так что в плане поиска сотрудников/участников, освещения мероприятия в прессе проблем не возникает, также хорошо работает «сарафанное радио». В Европе же искусство строится на чистом маркетинге. Люди продают свой бренд и идеи, а работа — вместо приятных довесок. То есть, многие выставки — чисто номинальные, и для их понимания нужно хорошо знать артиста. Добавлю еще одну мелочь. Зная людей, окончив хороший вуз, в Италии, например, работу в сфере искусства найти очень легко. В России будут отбирать «лучших» — а вакансии весьма размытые и оплата небольшая. Помню, в поиске работы здесь я наткнулась на очень показательное объявление: «Ищем людей на бесплатную стажировку в галерее Н. Опыт работы от 6 лет».

— Спасибо за ответ. Тогда ещё такой вытекающий вопрос: Как долго ты искала работу и много ли было вариантов?

— Образование в целом было не важно. Для работодателя была необходима подкованность в искусстве и маркетинге. Некоторые (очень редко) обращают внимание на средний балл (это более американская вещь, но если он выше 4,5 — тебя оценивают по-другому). Плюс, что меня очень сильно удивило, не стоит скрывать своих эмоций: для работодателя фраза «Искусство — моя самая большая страсть» оказалась намного важнее диплома. Необходимо показать вовлечённость — а потом пройти проверку на знания.

— И в заключение, можешь рассказать какие-то рекомендации для человека, желающего быть куратором именно в заграничных галереях? Какие-то лайфхаки?

— Во-первых, очень важно учить иностранные языки. Понимать, где ты хочешь работать. Основным, конечно же, стоит выбрать английский и углубленно изучить терминологию по сфере.
Во-вторых, также нужно понимать, на какой рынок ты выходишь. Главные точки сейчас — это США, Англия и Франция. Также стоит обратить внимание на растущие рынки — в первую очередь, Китай.
В-третьих, до начала работы я рекомендую пожить в точке назначения пару месяцев. Изучить людей, инфраструктуру, уровень интереса к искусству и местное артистическое сообщество (в Евросоюзе также нужно отслеживать, кто и откуда приезжает). Необходимо посещать места и мероприятия разной важности: большие туристические музеи для общей картины, узкопрофильные заведения, конференции, на которых можно завести знакомства. И самое сложное для новичка в городе — это развлекательные точки, кафе, бары, магазины, в которых собирается местная богема. Иногда их видно за версту — иногда ты заходишь в обычный бар и узнаешь, что владелец знает локальную элиту, и так вы начинаете контакт.
И последнее, исходя из этого — никого не бойтесь. Не бойтесь начинать разговор, задавать вопросы и демонстрировать свои знание. Не бойтесь ошибок — их совершают все, главное — уметь быстро выкручиваться. Так же советую пройти курсы по специальности в местных университетах — они часто помогают найти работу своим выпускникам.

Анна Певчева
Фото: Александр Меркулов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *