Александр Сергеев: «Мы учим людей создавать искусство»

О преимуществах обучения на факультете художественной культуры и изобразительных искусств, а также об особенностях прохождения практики и трудоустройстве студентов нам рассказал декан факультета Сергеев Александр Викторович.

 — Какое направление востребовано на вашем факультете?

Больше всего группа набирается на дизайн, если рассматривать направление, где есть экзамен. Из направлений без внутреннего экзамена, в этом году необычайный наплыв на арт-критику, на искусствоведение. Там за столько лет впервые 75 человек подали заявление. Такого у нас никогда не было. Это очень много на десять или девять бюджетных мест. Обычно конкурс при поступлении составляет семь человек на место.  60-70 % выпускников  трудоустраиваются по специальности. На направлении «Декоративно прикладное искусство» группы маленькие, поэтому практически все находят работу. Единицы, конечно, себя ищут. Пробуют и здесь, и там. На рынке труда есть вакансии по специальности, но не всех устраивает зарплата. Студенты сейчас хотят сразу зарабатывать много. Опираясь на жизненный опыт, я советую сначала устроиться по специальности, поскрипеть немножко, потому что потом привыкаешь сидеть на тех деньгах, которые побольше, но не связаны со специальностью.

— Раз уж мы затронули тему о трудоустройстве, хотелось бы узнать, где проходят практику ваши студенты?

— Практика на нашем факультете разнообразна. Студенты проходят практику в музеях Казани, некоторые из иногородних — в музеях Татарстана. У нас договор с Национальным музеем Республики Татарстан, с его семью филиалами, с музеем-заповедником “Казанский Кремль».  Также студенты могут пройти практику в художественных школах, дошкольных учреждениях.  Студенты старших курсов проходят производственные практики по оформлению интерьера. Они также занимаются разработкой благоустройства, создают полиграфическую продукцию, рекламу. Весной прошлого года мы, совместно со студентами, разработали проект благоустройства территории ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Гаврош» в городском округе «г. Казань»», и этим же летом, при участии спонсоров, его осуществили. В результате были построены беседки, игровые элементы. Другая группа студентов выполнила работы по оформлению спален. Подобная работа выполнена в нескольких детских садах.

— Главная цель деятельности Вашего факультета, его основные отличия?

— Даже не знаю, каждый по-своему цель обозначит. Первое —  научить видеть и понимать искусство. Второе — умение не просто оценить искусство, но и научить человека самого работать в этой области. И третье — мы учим людей “создавать” искусство. Важно понимать, что обучение в этих направлениях невозможно без базы понимания той среды искусства, в которой оно рождается.

На нашем факультете помимо преподавателей-педагогов, в большей степени преподаватели-практики. Нам сложнее выстроить теоретически что-то, но интереснее привлечь человека к творческому занятию, то есть умению придумать что-то, осмыслить. Но аудиторные часы на практику сокращают, поэтому мы пытаемся хотя бы сейчас сориентировать умение мыслить. Максимально на это настроены занятия. Как говорят: “научить можно и слона рисовать», а вот думать с карандашом в руке… Этим мы пока и занимаемся. Так любопытные занятия были со студентами факультета кинематографии и телевидения. Наши преподаватели ведут у них рисунок, свет теневых отношений в композиции кадра. Пробуют эксперименты творческие, сюжет какой-нибудь, который необходимо построить в свето-теневом отношении. Но с карандашом в руке студенты мыслить не умеют, сопротивляются, не хотят, капризничают. “Мы ведь кино снимаем,” – говорят они.  Однако при съемке кинопродукта все равно пользуешься тем, что создали другие. Чтобы хорошо снимать надо тоже уметь мыслить.

— Назовите качества выпускников, которые их объединяют

— Упорство в достижении цели. Без этого, наверное, бессмысленно учиться в любой профессии. Настойчивость. Талант – это уж самое главное, наверное. У нас небольшие творческие группы  9-11 человек. Это способствует качеству передаваемых знаний и умений.  У нас практически индивидуальные занятия получаются. Бездарных нет. Все талантливые, просто кто-то раньше созревает, кто-то позже. Так, что первое — это безусловно талант, второе упорство, настойчивость и упрямство все-таки.

— Самый запомнившийся студент?

— Двоих могу назвать – теперь это наши педагоги: это заместитель декана Казанцова Лидия Ивановна и старший преподаватель Харитонов Павел Игоревич. Оба участники и лауреаты многочисленных  конкурсов и выставок (в том числе и международных), члены Творческого союза художников России. Харитонов П. И. обладатель бронзовой медали ТСХР за вклад в развитие отечественного искусства. Очень талантливые люди, одни из самых первых выпускников нашего факультета. Сейчас редко кто остается работать в области образования. Во многом виновато материальное положение, не самые высокие зарплаты, но тем ценнее, что специалисты такого высокого уровня работают с нами. Я уверен в качестве образования, которое предоставляют преподаватели факультета. Мы со студентами участвуем в конкурсах и выставках разного уровня. Одна из самых значимых для нас состоялась три года назад. Это была совместная выставка студентов и преподавателей–творческая группа «Казанский посад», в Москве в галерее Поволжского отделения Российской академии художеств. Мы год ждали ответа, так как сначала оценивалось качество работ, и только потом давался ответ. Позже эта экспозиция была представлена в Казани. По итогам выставки трем студентам 3 курса в торжественной обстановке были вручены членские билеты Творческого союза художников России. Это подчеркивает уровень подготовки, и уровень наших студентов.

 

Студентка 1 курса факультета туризма, рекламы и межкультурных коммуникаций

Мария Квасникова

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *